ЗДЕСЬ
НАЧИНАЛАСЬ ДОРОГА ЖИЗНИ
В ПЕРИОД БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
22
ноября 1941 года из деревни Ваганово ушла первая колонна полуторатонных
автомашин. Колонна отправилась в Кобону за хлебом. Вся трасса непосредственно
через озеро составляла 30 километров. Рейс занял по времени в один конец
почти целую ночь. Обратно автомашины привезли первые 60 тонн ржаной муки.
Берег
преобразился: ранее безлюдный и тихий, он стал местом разгрузки и остановки
военнослужащих, обеспечивающих переправу грузов. Работать на ледовой трассе
было тяжело. Поднимались в час ночи и выезжали на линию. Пока не сделаешь
два рейса - туда и обратно, не возвращаешься в расположение батальона.
Фашисты часто бомбили дорогу. Саперы наводили временные мосты из щитов
через разбитый воронками лед. Все время висела угроза провала.
Памятник
представляет собой подобие триумфальной арки, выполненной в современной,
несколько абстрагированной манере. Две разомкнутые полуарки зрительно
создают образ напряженный, немного трагичный и в то же время победоносный,
триумфальный. Полуарки сооружены на берегу Ладожского озера, у Вагановского
спуска. На бетонной площадке перед полуарками - следы протектора колес
автомашины. Колеи ведут к озеру и обрываются у края площадки, нависшей
над водой, напоминая о величии ратного труда и подвига работников и воинов
ледовой дороги. У той же площадки установлены два железобетонных шара,
имитирующих прожектора. Невдалеке 85-миллиметровое зенитное орудие, которое
дополняет ансамбль.
Авторами
архитектурного оформления, планировки и технической документации на полуарки
являются В.Г. Филиппов - архитектор института "Ленпроект", К.М.
Симун - скульптор Союза художников СССР, И.А. Рыбин - инженер-конструктор
"Ленгипротранса". Авторы стеллы и других архитектурных сооружений
- работники экспериментального завода Главленинградстроя художник В.Н.
Яковлев и скульптор В.Т. Дугонец.
Открытие
памятника состоялось 29 октября 1966 года, в канун 49-й годовщины Великой
Октябрьской социалистической революции и 15-летия со дня открытия Дороги
жизни. |