Дорога жизни

 

Дорога жизни брала свое начало на суше в теперешнем Красногвардейском районе. Далее она шла по Рябовскому шоссе на Ржевку.

Маршрут Дороги жизни

Здесь, возле универмага, сейчас стоит первый мемориальный столб. От этого места непосредственно начиналась сама дорога. Дальше она пролегала через Всеволожск, около деревни Корнево, по поселкам Рахья, Борисова Грива и Ваганово. Потом вдоль Ладожского озера до мыса Осиновец.

Длина всей трассы от Ленинграда до Большой земли составляла немногим более 100 километров.

Строительство Дороги жизни было исключительно трудной задачей. Известно, что Ладога - самое большое и самое глубокое в Европе озеро, с малоизученным ледовым режимом. Оно часто путет все прогнозы: замерзает то рано, то поздно, лед из озера то почти совсем не идет по Неве, то заторосит реку так, что чуть не вылезает на набережные. Говорят, что в мировой практике даже попытки не было построить ледовую дорогу, а тут еще через такой огоромный и капризный водоем.

12 сентября к берегу, где сейчас стоит последний, 45-й бетонный столб и где тогда не было ни сооружений, ни пирсов, ни причалов, подошли первые суда: они привезли 800 тонн зерна. Особенно тяжелым был ноябрь 1941 года.

Переправа через Ладожское озеро
Лед мешал судоходству и в то же время не позволял двигаться автомобилям. Тем не менее наш город регулярно получал продовольствие, военную технику и боеприпасы.

В это время большую роль сыграли перевозки грузов по воздушному коридору над Ладожским озером. С октября по конец декабря этим путем было доставлено в Ленинград более 6 тысяч тонн продуктов, в том числе 4 тысячи тонн высококалорийных.

Ноябрь - декабрь - первый этап деятельности военно-автомобильной дороги. Однако лед еще не окреп, и нередко то в одном, то в другом месте его прорезали трещины. Дорожники, стоя по пояс в ледяной воде, строили и наводили мостики. Приходилось устраивать объезды, переносить движение на все новые колеи.

Санный обоз с зерном
20 ноября по замершей Ладоге прошел санный обоз коннотранспортного полка. Ледовая автомобильная дорога была проложена к 22 ноября. И в этот же день на лед спустились 60 автомашин. За зиму 1941 года от Осиновца до Кобоны было пробито 60 грузовых ниток, по которым шло движение машин.

Грузовики на ледовой трассе

В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня ( до 24 апреля). За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 876 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тысяч жителей города и 35 тысяч раненых и больных воинов, переправлено 3677 вагонов с оборудованием и культурными ценностями.

Грузовики беспрерывным потоком уходили из Кобоны, спеша доставить груз на противоположный берег, а из Ленинграда эвакуировали людей. Некоторые уходили пешком по льду Ладожского озера, испытывая в дороге большие лишения - сильный мороз, ледяной ветер, торосистый лед.

Ледовая дорога в оттепель

Движение транспорта по Дороге жизни продолжалось до весенней распутицы. Но как только озеро освободилось ото льда, эвакуация была продолжена водным путем. С мая по ноябрь 1942 года на судах было вывезено 448 010 человек.

 

Сайт создан в системе uCoz